Как и любой другой бизнес В2В рекрутинг, тренинги и консалтинг будет лихорадить.
Смогут выжить те, кто:
1. смог диверсифицировать бизнес: вы заметили, сколько в последнее время запросов по таким услугам, как лизинг, аутплейсмент, аутстаффинг и т.д. Хотя раньше эта тема поднималась изредка. И компаний, которые смогли запустить полноценно эти услуги, а не только написать в прайсе, мало - не было клиентов;
2. рационально проводил кадровую политику, работая на удержание персонала, повышение квалификации рекрутеров. Они закрывали сложные заказы и каждый заказчик был для них важным.
А ещё часто можно было встретить такой стиль мышления: заказ сложный, три резюме отправим - там посмотрим, не пройдут - работать не будем.
3. не работал на одном-двум направлениях бизнеса. Например, банки и девелопмент. Сейчас такие специализированные агентства чувствуют себя намного хуже.
4. не вкладывал много денег в имидж компании: дорогой офис, большое количество расходов. Имидж имиджем, а платить аренду за большой офис надо в любом кризисе.
5. для кого рекрутинговый бизнес - это главный бизнес, а не "киоск возле дома". А таких было много, кто считал маржинальность в 40 % просто лёгким бизнесом. А у нас не все просто.
И я вам скажу, что хорошие заказы дают и украинские компании, просто они не понимают 25 - 28 % за подбор специалиста.
Я была на двух сторонах могу сказать: рекрутиновому бизнесу есть куда расти и повышать качество. И компаниям тоже.
Что даст кризис для РА? Возможность стать лучше и выйти из зоны комфорта. А как это сделать - секреты каждого.
__________________
С ув.,
Оксана Краснопольская
"Бизнес - это люди и идеи..."
|