освежу ветку по поводу обучения:
совершенствование проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда                                                                                
 УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ И ПРОВЕРКИ  ЗНАНИЙ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА 
  О массовых проверках учебных заведений, обучающих вопросам  охраны труда, мы уже писали (№ 7 за 2010 год «Проверка  учебных заведений: бессмысленно и беспощадно»). Напомним, что они проводились в текущем году на основании приказа  Госгорпромнадзора № 75 от 13.04.2010.
Вынесем за скобки законность действий Комитета. Да, проверки  были  незаконны в части нарушения регуляторного законодательства (правовых   оснований для проведения плановых проверок не было, перечень вопросов,  по  которым они проводились, составлен с нарушениями установленного  порядка). Но  это уже в прошлом. Перейдем к настоящему...
По результатам упомянутых проверок Госгорпромнадзор издал  приказ №  159 от 20.08.2010 «Об усовершенствовании проведения обучения и  проверки  знаний по вопросам охраны труда» (далее — Приказ № 159). На  нем и остановимся.
......
 Будьте  бдительны! 
  Во время проверок Госгорпромнадзором выявлены  следующие нарушения требований Типового положения: 
 - проверка знаний проводится комиссией учебного  заведения или  другого (родственного) предприятия, создание которых не  предусмотрено  Типовым положением;
- проверка знаний проводится комиссией, члены  которой не прошли обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда;
- проверка знаний проводится отраслевой комиссией,  созданной  вышестоящим органом, даже для тех предприятий, которые не относятся к   сфере управления соответствующего органа и не подчинены ему.
  Согласно п. 5.2 Приказа № 159 инспекторы  Госгорпромнадзора должны проводить проверять легитимность комиссий: 
«В   случае выявления работников, не прошедших обучения по вопросам охраны  труда или  имеющих недействительные удостоверения, применять права,  предусмотренные  законодательством». Под «применением прав» угадываются штрафы, предписания,  остановка работ и пр.
В свете упомянутого выше, при необходимости пройти  обучение в учебном  центре не лишним будет разузнать: кем создана комиссия по  проверке  знаний по охране труда, кто входит в ее состав, имеют ли члены  комиссии  необходимые «корочки».
Относительно легитимности комиссий показателен  следующий факт: согласно  информации, имеющейся в распоряжении редакции, Главный   учебно-методический центр Госгорпромнадзора 
(ГУМЦ) делегировал  часть  своих полномочий учебному центру, расположенному в одном из  курортных городов  Украины. Есть ли в Типовом положении хоть одно  упоминание о праве ГУМЦ  делегировать кому-либо свои полномочия?! 
Так может быть Госгорпромнадзору борьбу за законность  и легитимность обучения стоило бы начать с самого себя?  
 
 Борьба с  коррупцией 
  Немного статистики. В Киевском регионе насчитывается порядка  пятидесяти  учебных центров по охране труда. Каждый из них проводит, как  правило,  обучение по нескольким различным направлениям (общие вопросы охраны   труда, безопасная эксплуатация лифтов, котлов, электрохозяйства и пр.).   Предположим, еженедельно каждый учебный центр выпускает хотя бы по  одной  группе. Сможет ли комиссиятеруправления еженедельно проверять  знания у 50  групп (по 10 групп за каждый рабочий день)? Очевидно, что  нет. 
Можно зайти и с другой стороны. В Киеве и Киевской  области  зарегистрировано порядка триста тысяч предприятий, организаций,   учреждений (к этой цифре можно добавить предпринимателей, у которых есть   наемные работники). С каждого из них пройти обучение должны не менее  трех  должностных лиц (раз в три года). Вопрос: сколько нужно комиссий,  чтобы  проверить знания у более чем полумиллиона человек? 
В виду упомянутого, ранее имела место практика, когда  при учебных  центрах были созданы свои комиссии по проверке знаний. Для  легитимности  их работы в состав комиссии включался инспектор Комитета. Выгодно  было  всем: учебному центру и учащимся удобно, так как не надо ждать, когда  им  комиссия теруправления сможет уделить свое драгоценное время.  Инспекторы  Комитета также, надо полагать, оставались не в накладе. Но  теперь...
Цитаты:  
 
- «Начальникам управлений и самостоятельных  отделов Комитета,  начальникам территориальных органов принять меры по  недопущению в  дальнейшем участия должностных лиц Госгорпромнадзора в  комиссиях  по проверке знаний по вопросам охраны труда, которые созданы с   нарушениями пп. 5.2; 5.3; 5.4 Типового положения» (п. 4 Приказа № 159);
- «...провести внутренние проверки относительно  участия  инспекторов и должностных лиц территориального органа в составе   комиссий по проверке знаний по вопросам охраны труда без разрешения или   направления начальника соответствующего территориального органа» (п.  5.1  Приказа № 159).
  Надо отдать должное Комитету. Он нашел решение как,  не создавая авралов  и очередей, одной комиссией территориального органа  проводить проверки  знаний. Опыт Киевского региона: теруправление  Госгорпромнадзора  создало комиссию по проверке знаний, состоящую из нескольких  десятков  человек. 
По аналогии с требованиями п. 3.10 Типового положения  (для  справедливости отметим, что требования данного пункта распространяются  на  комиссии предприятий, а не комиссии, создаваемые  Госгорпромнадзором): 
«Комиссия  считается правомочной, если в ее состав входят не менее трех лиц». Как   можно догадаться, для проверки знаний в учебные центры направляется не  комиссия  в разумном понимании этого слова, а «делегация от комиссии»,  состоящая из 3-5  человек (как правило). В итоге, комиссия теруправления  действительно одна. Но  при помощи «дробления» эта одна комиссия может  принимать участие в проверке  знаний в 2-3-... местах одновременно. 
 
 Материально-техническое  и учебно-методическое 
обеспечение 
  Согласно п. 1 Приказа № 159: 
«до 1 декабря 2010  года разработать  нормативно-правовой акт, который бы определял требования к  субъектам  хозяйствования, проводящим обучение по вопросам охраны труда  работников  других субъектов хозяйствования, относительно  материально-технического  и учебно-методического обеспечения соответствующего  обучения». 
То есть официально Комитет признает, что требований к   материально-техническому и учебно-методическому обеспечению не  существует. В то  же время в описательной части приказа указывается: 
«Есть  неодиночные случаи,  когда соответствующее обучение проводится  формально,без достаточного  материально-технического и  учебно-методического обеспечения». 
Каким таким образом Комитет смог установить, что   материально-техническое и учебно-методическое обеспечение НЕДОСТАТОЧНОЕ,  если  критериев достаточности не существует?! 
 
 О  нуждающихся 
  Согласно п. 2 Приказа № 159: 
«Начальнику  управления  нормативно-правового и юридического обеспечения (Калиновская И. Г.)  до 1  сентября 2010 года подготовить письмо в исполнительную дирекцию Фонда   социального страхования от несчастных случаев на производстве и   профессиональных заболеваний (далее — исполнительная дирекция Фонда) по   применению мер для решения вопроса финансирования обучения по вопросам  охраны  труда категорий должностных лиц, определенных пунктами 5.2 и 5.3  Типового  положения...».Не может не удивлять правовой нигилизм  Комитета.  Согласно действующему законодательству исполнительная  дирекция Фонда не  подчинена Госгорпромнадзору. На каком основании этот  орган пишет письма Фонду с  поучениями кого и как учить — загадка.
Не выдерживает критики и точка зрения  Госгорпромнадзора, что за  средства Фонда необходимо обучить должностных лиц,  указанных в п. 5.2 и  п. 5.3 Типового положения. Почему на средства, собранные  со всех  наемных работников, должны, например, обучаться:  
 
- замминистры (на «кадиллаки», загранпоездки и  евроремонты деньги есть, а на обучение по охране труда — нет?);
- руководители предприятий численностью свыше (п.  5.2) и менее 1000 (п. 5.3) работников (они, вроде бы, сами за себя должны  платить); 
- эксперты технические по промышленной  безопасности (экспертизы проводятся далеко не бесплатно);
   и т. д. 
  
Итак, очередное усовершенствование проведения  обучения и проверки  знаний по вопросам охраны труда очередной раз  продолжается... 
  А. Дердин 
взято отсюда