Откуда такие пораженческие насторения: кто тут вежествен - запинаю. Хорошего проффи всегда отличает 2 брата: знание пределов своих ограничений и стремление к их уменьшению. Так что понимание своих пределов говорит скорее в пользу.
Итак. В порядке тактических номеров.
Паровоз - это детская железная дорога. Проводили такой эксперимент. Рисовали на рельсах черту и просили испытуемого остановить поезд как можно ближе к черте. Если черту пересечь, то штрафы в виде наказания. Выяснилось, что все испытуемые разделились на две группы. Первая стремилась остановить как можно ближе, даже рискуя быть наказанным. Вторая группа стремилась избежать штрафа, даже если поезд останавливался слишком далеко. У первых доминировала мотивация достижения, а у вторых - мотивация избегания.
Тест руки - проективная методика на диагностику вероятности открытого агрессивного поведения. Стимульный материал - 9 карточек с изображением разных рук. Испытуемый должен описать что делает рука или человек, которому она принадлежит. После тестирования все ответы классифицируются. Классов всего 14. Нас интересуют активный и пассивные безличностные ответы. Первый связан с действием, когда рука сопротивляется силе тяжести: шьет, вяжет, пилит, держит и т.д. Пассивные ответы не содержат действия: лежит на чем-то, висит, отдыхает и т.д. Большое количество активных ответов по сравнению с пассивными может говорить об инициативности.
Поскольку методика проективная, то непроста в работе. Но очень информативна. Особенно для профессий с высоким уровнем коммуникаций.
Графический уровень притязаний - шикарная веселая методика. Очень удобна для перехвата внимания и в ситуациях, когда надо разрядить обстановку. Лучше, конечно показать. Если что будет не ясно - пишите.
Стимульный материал - листочек в клеточку, на котором нарисованы одна под одной 4 фигуры: прямоугольник 3 клеточки в высоту и 10 в длину, а на торце справа черточка.
Реквизит: секундомер.
Инструкция: Сейчас мы будем ставить крестики на время. Ваша задача за 10 секунд поставить как можно больше крестиков в большом прямоугольнике. У Вас будет 4 попытки. Для каждой попытки отдельный прямоугольник. Перед каждой попыткой над черточкой Вы должны написать сколько Вы планируете поставить крестиков, а под черточкой - сколько фактически поставили. Понятно?
Процедура. Планируете - испытуемый пишет сколько он поставит крестиков за 10 секунд. По команде "Начали" испытуемый ставит крестики. По команде "Стоп" прекращает. Считаете и пишете внизу. И так 4 раза подряд. Выглядит очень весело и здорово снимает напряг.
Секрет: на третьей попытке даете 8 секунд. Но это - секрет. СТРАШНЫЙ! Никому о нем не говорите!
Расчет: считаете среднее трех разниц между планом последующей попытки и результатом предыдущей. То есть
( (П2-Р1) + (П3-Р2) + (П4-Р3) ) / 3.
Правильно - план первой и результат последней попытки нафиг не нужно. Но испытуемому знать об "етом" незачем.
Интерпретация:
больше (+4) - неадекватно высокий уровень притязаний (ничем не обеспеченные амбиции, нет нерешаемых задач по определению),
(+2,5) - (+4) - адекватно высокий (много хочет, но амбиции обеспечены реальными знаниями и умениями, не боится, даже любит трудные задачи, берет на себя ответственность),
(+0,5) - (+2,5) - умеренный (берется за те задачи с которыми скорее всего справится. может рискнуть),
(-1,5) - (+0,5) - низкий (практически никогда не рискует, только в безвыходной ситуации),
меньше (-1,5) - неадекватно низкий (никогда не рискует, этот даже привычных задач опасается).
Наблюдение: в процессе тестирования можно собрать массу полезной информации. Например:
- как ставит крестики: хаотично или по системе;
- меняется ли способ крестования в зависимости от результата;
- как долго раздумывает;
- как реагирует на проигрыш;
- зависит ли план от результата;
- тестирование для него: веселуха или работа.
Якось так.