Эксперт HR-Лиги
Регистрация: 14.03.2007
Адрес: г. Харьков
Сообщений: 1,593
Вы сказали Спасибо: 2
Поблагодарили 943 раз(а) в 347 сообщениях
|
Почему говорят о запрете на вопрос "Почему"?
Почему говорят о запрете на вопрос "Почему"?
Коллеги, вопрос к психологам, психолингвистам, НЛП-ерам, тренерам…
Я уже в 3-4 местах встречаю рекомендации коллег избегать в переговорах вопроса «Почему?».
Будучи по первому образованию технарем и инструментальным тренером – докапываюсь до причин.
То есть мне рассказывают об одной из методик - мол, вопрос «Почему?» заставляет Клиента оправдываться, он его раздражает…
ПОЧЕМУ? Это ведь следствие, почему он раздражает человека? Где причина?
То бишь, я по опыту знаю, мы довольно часто в жизни задаем этот вопрос. Для минимизации его в своем лексиконе нужно затратить довольно много сил – как минимум месяц фиксироваться на словах, которые я произношу, заменяя вопрос «Почему?» аналогами, меняя привычный для меня стиль и построение своих речевых модулей.
Не вопрос, я в своей жизни уже работал над собой с подобными задачами, и тут я хочу понять, осознать – ПОЧЕМУ? Какой резон, стоит ли это моих усилий?
Не спешите говорить, что это ерунда. Если я встречаю эту методику уже в 4 источнике – значит дыма без огня не бывает. Ну кто-то ж запустил это? НО я нигде не получаю разъяснений…
Я как тренер хочу четко иметь свое мнение – я тоже читаю тренинги продаж и уж точно хочу знать – насколько правомочен этот тезис?!
Вот начал копать…
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вопросы детские — важный показатель интеллектуального и коммуникативного развития ребенка. Выделяют два типа (и соответственно два периода).
Первый период возникает с появлением обозначающей (номинативной) функцией речи и связан с речевым обозначением окружающих предметов (вопросы типа "Это что?"). В этот период (около 2 лет) происходит слияние линий развития мышления и речи; слово становится для ребенка одним из свойств обозначаемой вещи.
Второй период В. д. охватывает середину дошкольного возраста (4—5 лет). Он связан с преодолением зависимости речи от наглядной ситуации и с появлением способности устанавливать причинно-следственные связи (вопросы типа "Почему?"). Появление В. д. этого типа свидетельствует о расширении познавательных интересов ребенка, которые начинают включать предметы и явления, не представленные в наглядной ситуации.
Кроме познавательной, В. д. имеют коммуникативную функцию: они всегда адресованы взрослому и предполагают его ответ. Наличия ответа, независимо от его содержания, как правило, достаточно для удовлетворения познавательных интересов ребенка.
В. д. являются главным показателем внеситуативно-познавательного общения дошкольников со взрослым, при котором доминируют познавательные мотивы общения, а взрослый становится источником новой информации.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Моя гипотеза.
1. Довольно часто дети на свой вопрос «Почему?» получают от взрослого раздражение. Ведь в этом периоде они очень любознательные «почемучки», а нам взрослым не всегда хватает терпения отвечать на бесконечные цепочки «Почему?»…
------------------------
- Папа, а почему трава зеленая?
- Потому что внутри есть клетки, они там вырабатывают такие вещества зеленого цвета.
- А почему зеленого?
- Потому что так устроена природа.
- А почему так устроена природа?
- Потому что так устроен мир.
- А почему …
------------------------
- Папа? А почему мы пытались убежать от тети?
- Мы не пытались.
- А почему, когда она тебя догнала, ты очень обрадовался?
- С этой тетей мы учились в одном классе.
- А почему она такая молодая?
- Это долго рассказывать.
- А кто такая "Ривьера"?
- Не кто, а что. Это дом отдыха.
- А почему тетя все время повторяла: "Ах, Ривьера! Ах!"?
- Потому что тетя очень любит отдыхать.
- А почему ты с ней целовался?
- …
------------------------
Девочки, порой не знаю как и что отвечать ребенку...ПОЧЕМУ? Почему это кружка? А почему у меня нос? а почему ты мама? Почему у кошки 4 ноги? Это мой друг Андрюша...Почему?
Иногда эти вопросы по замкнутому кругу носятся...отвечаю, отвечаю, а потом вопрос возвращается к тому, с чего начали....ииии опять по новой....
Просто читаем книжку...Жили-были дед и баба...ПОЧЕМУ?....Иногда смешно, иногда мы очень серьезно разговариваем, а иногда меня эти ПОЧЕМУ просто доканывают...иногда я теряюсь и просто не знаю что придумать, а он все требует...у меня уже фантазия не срабатывает, иногда слышу как мой мозг скрипит пытаясь придумать ответ...эххххх, надолго это? и че делать с этим почемучкой? на все ведь вопросы у меня нет ответов, а сказать - НЕ ЗНАЮ, ОТСТАНЬ - как-то язык не поворачивается...
что ответить своему 4 летнему сыну на его бесконечные *почемучки*.
Вроде бы и вопрос простой, а что ответить мозг не срабатывает.Вопросов в этом возрасте много и нужно придумывать ,что ответить ...Если скажешь в ответ НЕЗНАЮ,тут же вопрос...
А почему не знаешь? Ты же взрослая и уже большая.....Становится как то неудобно перед ребенком..
А мой теперь спрашивает каждый день (у нас в доме лифт отремонтировали внутри, а до этого был просто ужасный):
- А почему лифт красивый?
- Потому что отремонтировали
- А почему отремонтировали?
- Потому что грязный и ободранный был
- А почему лифт красивый теперь?
Правда папу этот период кажется всё таки раздражал и он отправлял ребёнка ко мне.
Источник: vladmama.ru
------------------------
Может быть, у ребенка закрепляются негативные воспоминания в связи с этим вопросом?
//////////////////////////////////////////
2. Довольно часто дети слышат вопрос «Почему?» от взрослого в раздражительном тоне.
- Почему ты не сделал уроки?!
- Почему ты это натворил?!
Может быть, у ребенка закрепляются негативные воспоминания в связи с этим вопросом?
-----------------------------------
Что скажите? Где причина? Так нужно ли избегать в переговорах вопроса «Почему»?
__________________
с уважением, Типатов Николай / контакты в профиле
|