На сегодняшний день существует два подхода к мотивации персонала, когда члены коллектива действительно работают с максимальным усердием, рвением и отдачей (не зависимо от рода деятельности). Это материальная и нематериальная мотивация.
Материальная мотивация включает в себя все виды денежных наград и поощрений – повышение зарплаты, бонусы, премии, ценные подарки. Нематериальная система мотивации основана на внутренних ощущениях и человеческой натуре. Это всевозможные награды, общественное признание заслуг, работа в отличном коллективе, расширение полномочий и свободы действий.
Материальная мотивация:
Все виды денежных вознаграждений в организациях можно разделить на две большие группы: компенсационные выплаты и относительные доходы.
Компенсационные выплаты - возможные денежные выплаты и социальный пакет сотрудника, то есть услуги, льготы, страховки, которые предоставляет компания в дополнение к «живым деньгам».
Относительные доходы - возможности, которые предоставляет компания для развития, обучения, самореализации, реализации статуса и т. д. Как правило, система компенсационных выплат во многих компаниях в большей или меньшей степени регламентирована, поскольку существуют и требования законодательства, и управленческая необходимость. А вот то, что касается относительных доходов, здесь, безусловно, не у всех компаний существует четко выработанная политика.
Нематериальная мотивация:
Нематериальных инструментов мотивации, конечно же, гораздо больше, а значит, и возможности для реализации основных принципов системы индивидуальности, прозрачности, структурности, симметричности увеличиваются. Возможные варианты нематериальных инструментов мотивации, которые может предложить компания, ограничены только воображением и ресурсными (в том числе материальными) возможностями.
Некоторые примеры нематериальной мотивации сотрудников (начиная с самых недорогих приемов):
- почетное звание;
- почетная грамота, знак отличия;
- размещение фотографии на доске почета;
- награждение билетами в кино, театр, на концерт (на 2 лица);
- оплата проезда в общественном транспорте;
- оплата годового абонемента в спортивный клуб (среднего класса);
- совместные коллективные мероприятия (спорт и отдых).
Важно помнить, что для разных сотрудников нужна разная мотивация. Кому-то нужны деньги, кто-то мечтает об абонементе в фитнес-клуб, а для кого-то вершиной мечтаний есть знакомство с высшим руководством. В любом случае, ваша задача – найти нужную «кнопку» в каждом сотруднике, всегда о ней помнить и пользоваться.
Множество подобной информации о мотивации персонала всегда можно найти в и-нете.