Форум сообщества специалистов по управлению персоналом HR-Лига

Форум сообщества специалистов по управлению персоналом HR-Лига (http://forum.hrliga.com/index.php)
-   Обучение и развитие персонала (http://forum.hrliga.com/forumdisplay.php?f=14)
-   -   Обучение: обязательства персонала (http://forum.hrliga.com/showthread.php?t=218)

НКПН 16.08.2006 15:33

Обучение: обязательства персонала
 
Есть задача, решение которой будет интересным для HR'ов.

Сотрудник проходит тренинг, иногда - довольно дорогой. Потом переходит в другую компанию и ресурсы, потраченные на обучение, уходят с ним. Как вариант, персональщики подписывают договор, в котором оговаривается штраф в случае ухода сотрудника с работы в течении некоторого периода после тренинга. Я могу ошибаться, но по-моему, законодательство считатет недействительным такие документы, да и судиться - дорого и малоэффективно.

А как эту задачу решаете Вы?

ТОК 19.08.2006 08:26

Это очень скользкий вопрос и он очень плотно переплетается с мотивацией персонала. В журнале "Справочник кадровика" №10 2004г. есть небольшая статья и типовые образцы договоров касающиеся этой проблемы. Если их подкорректировать, то можно обеспечить возврат денег, потраченных на обучение, в рамках правового поля (в случае увольнения работника). Но для того, чтобы удержать специалиста на фирме нужно применять совершенно другие методы.
Удачи!

НКПН 19.08.2006 10:13

На счет удержать профессионала, так договора подобного толка лишь отталкивают его. Кстати, одна идея пролетала: оформить плату за обучение как предоставление беспроцентного кредита предприятия сотруднику.

P.S. А журнал упоминаемый можно в сети скачать?

экс-Редактор 19.08.2006 10:19

:!: Нет, но на упоминаемый журнал можно подписаться. Вот Вам ссылка, думаю, Вам эта информация будет полезна.

brunhilda 21.08.2006 10:14

Недавно обсуждали эту же тему на одном из HR-клубов в Москве. Из всего, что было предложено и упомянуто, мне самым действенным показался тот подход, при котором компания обучает лояльных сотрудников, тех, кто действительно мотивирован на работу именно здесь, кто видит перспективы своей карьеры в этой компании и хочет обучаться. Сотрудник должен хотеть попасть на тренинг, который HR-менеджер запланировал. Это обучение должно предоставляться в качестве поощрения. В ситуации, когда HR "загоняет" на тренинг сотрудников, можно быть уверенным, что эти тренинги не ценятся персоналом и не имеют того выхода, который нужен компании. И уж тем более не делают сотрудников более лояльными.
Можно, конечно, и формально подойти: заключить договор и в случае ухода сотрудника снять с него штраф. Но это никак не будет способствовать желанию человека качественно работать на компанию. Если он захочет уйти, а по договору еще не истечет послетренинговый "срок", то сотрудник будет просто "отсиживаться" на работе, и никаких прорывов, достижений компания не дождется. Гораздо эффективнее отпустить этого человека и принять на работу нового, который будет замотивирован (а вы знаете, что в первые месяцы на новом месте люди выполняют свою работу с бОльшим усердием).

Выжва 21.08.2006 13:14

Знаете, если есть такая проблема, то неплохо бы понять ее причины.
С одной стороны, есть позиция компании, но ведь есть и позиция сотрудника. Ведь что-то его толкает на такой шаг? Поставьте себя на его место- разве смена работы такое уж удовольствие? Да, есть такие летуны, но не все же .
Карательные меры в данном случае, возможно, и сработают пару раз, но если такая ситуация повторяется, то дело здесь не только в человеке.
Я много раз сталкивалась с ситуацией, когда сотрудник хочет и может дальше работать, но никаких условий для развития на предприятии просто нет: квалификация реально повышается, а уровень оплаты остается прежним, нет условий для карьерного роста, тяжелая психологическая атмосфера в коллективе и др.

Можно искать виноватых, это бесконечный процесс. А можно выявлять причины, чтобы такого больше не повторялось.

Вообще- хорошего работника найти гораздо сложнее, чем работодателя. Об этом работодатель почему-то забывает. Рынок кадров конечен, к сожалению. Да и кадры эти самые сейчас интересуются не только уровнем заработной платы. Я знаю предприятия, на которые людей никакими деньгами не заманишь, там просто не хотят работать, текучка ужасная, максимум 2-3 месяца человек работает, а потом уходит ( и не только рабочие, но и в руководстве).

НКПН 21.08.2006 14:12

Это Вы о чем, вообще?

Выжва 21.08.2006 14:33

Это я о том, что люди уходят после обучения не просто так, не потому, что правая задняя пятка захотела, а уних есть на это ПРИЧИНЫ. И причины эти создают обе стороны, и работодатель в том числе. Так вот, грамотное решение этой проблемы предполагает устранение причин, а не поиск виноватых. ТАК понятней?

НКПН 21.08.2006 15:31

Это как раз понятно. Но почему новый сотрудник, проработавший две недели, после обучения месяц за границей - увольняется на конкурирующую фирму? Потому что без этого обучения он бы не попал туда, а на этапе подбора не учли, в какую сторону он смотрит. В персонал готова была вкладывать ресурсы другая организация. Ее инвестиция не окупилась. Тренинг в качестве поощрения - это, конечно, неплохо. Если дело касается одиночных случаев. А если необходимо обучить 60 новых продажников по Украине в связи с расширением?

Выжва 21.08.2006 15:44

Тот факт, что при приеме на работу Вы не учли- это Ваша недоработка. Исправляйте.

Существуют специальные Wellcome-курсы, как раз на них можно серьезно "перетрясти" всех возможных кандидатов, отсеять лишних. Кстати, именно на продажниках это очень хорошо работает. Правда, набирать нужно народ с запасом, но прикиньте будущую выгоду, по крайней мере, много головной боли потом можно избежать.

Если нужда есть, чтобы понять "куда голова повернута",- так с этим как раз хорошо справятся психологи. Но вот предубеждение против психологов- это уже Ваша сторона дела :)

Выжва 21.08.2006 15:47

Да, кстати, вот Вам и причина в данном конкретном случае - не учли скрытых мотивов претендента. Ну и в чем ЕГО вина? И кто за это отвечает?

НКПН 21.08.2006 16:13

Цитата:

Тот факт, что при приеме на работу Вы не учли- это Ваша недоработка. Исправляйте.
С чего Вы решили, что это моя недоработка?

Цитата:

Но вот предубеждение против психологов- это уже Ваша сторона дела
Еще один преждевременный вывод...

Цитата:

Существуют специальные Wellcome-курсы, как раз на них можно серьезно "перетрясти" всех возможных кандидатов, отсеять лишних. Кстати, именно на продажниках это очень хорошо работает.
Курсы - оно, конечно, хорошо, да только продажник - профессия динамичная, здесь могут быстро возникать новые обстоятельства, изменения. Прогнозы? Это не решает вопрос.

Выжва 21.08.2006 16:33

Цитата:

Сообщение от НКПН
С чего Вы решили, что это моя недоработка?

1. Кто должен ставить вопрос о скрытой мотивации претендента? Тот, кто его нанимает
2. Кто выбирает человека, которому поручено подобрать персонал? Тот, кому этот персонал нужен.
3. Кто отвечает в случае правильной постановки задачи за подобранного кандидата? Тот, кто его подбирал + тот, кто этот выбор одобрил
4. Кто должен предъявить претензию в случае ошибочного выбора? Тот, кто понес ущерб
5.Кому предъявить претензию? Тому, кто сделал неправильный выбор
6.Кто сделал неправильный выбор? Тот кто выбирал + тот, кто одобрил (согласился).

Цитата:

Еще один преждевременный вывод...
Это не вывод, это вопрос о том, есть у Вас такое предубеждление или нет, готовы ли Вы в случае чего оьратиться к соответствующему специалисту или у Вас есть ограничения... Это вопрос о зоне ближайшего развития. Вообще-то, этот вопрос Вам неплохо бы задать самой себе
Цитата:

Курсы - оно, конечно, хорошо, да только продажник - профессия динамичная, здесь могут быстро возникать новые обстоятельства, изменения. Прогнозы? Это не решает вопрос.
Так включите в этот курс соответствующие разделы.


Вообще- есть люди, которые спорят с чужим мнением, а есть люди, которые принимают чужое мнение к сведению.
В первом случае мотив- доказать другим, кто тут умнее.
Во-втором- понять свои ошибки и устранить их. Вам какой путь ближе к сердцу? :)

НКПН 21.08.2006 16:42

1.
Цитата:

1. Кто должен ставить вопрос о скрытой мотивации претендента? Тот, кто его нанимает
2. Кто выбирает человека, которому поручено подобрать персонал? Тот, кому этот персонал нужен.
3. Кто отвечает в случае правильной постановки задачи за подобранного кандидата? Тот, кто его подбирал + тот, кто этот выбор одобрил
4. Кто должен предъявить претензию в случае ошибочного выбора? Тот, кто понес ущерб
5.Кому предъявить претензию? Тому, кто сделал неправильный выбор
6.Кто сделал неправильный выбор? Тот кто выбирал + тот, кто одобрил (согласился).
Я не HR и не руководитель HR'a.

2.
Цитата:

Вообще-то, этот вопрос Вам неплохо бы задать самой себе
Я - мужчина.

3.
Цитата:

Вообще- есть люди, которые спорят с чужим мнением, а есть люди, которые принимают чужое мнение к сведению.
В первом случае мотив- доказать другим, кто тут умнее.
Во-втором- понять свои ошибки и устранить их. Вам какой путь ближе к сердцу?
Подпишете смертный приговор шариковой или перьевой ручкой?

Уважаемая Выжва, ответьте, пожалуйста, на вопрос: кем Вы работате? Честно, очень интересно, за что же Вам платят деньги? :))

Выжва 21.08.2006 16:56

Я руководитель. И "играющий тренер". А деньги мне платят за профессионализм.

НКПН 23.08.2006 10:01

No comments.

Геннадий Ратнер 18.10.2006 09:56

Re: Обучение: обязательства персонала
 
Цитата:

Сообщение от НКПН
Есть задача, решение которой будет интересным для HR'ов.

Сотрудник проходит тренинг, иногда - довольно дорогой. Потом переходит в другую компанию и ресурсы, потраченные на обучение, уходят с ним. Как вариант, персональщики подписывают договор, в котором оговаривается штраф в случае ухода сотрудника с работы в течении некоторого периода после тренинга. Я могу ошибаться, но по-моему, законодательство считатет недействительным такие документы, да и судиться - дорого и малоэффективно.

А как эту задачу решаете Вы?

Начнём с главного: если мы с уходом сотрудника и теряем деньги, потраченные на его обучение, давайте ТРАТИТЬ МЕНЬШЕ. Тогда и терять будем меньше! Упаси Боже, чтобы я ратовал на экономии на обучении!Просто нужно обучать персонал по определённым, точно выверенным целям (выстрелом в цель), а не шрапнелью (учим ВСЕХ и ВСЕМУ). Тогда от обучения будет больший толк ("сухой остаток").
Проведенные нами аттестации по методике 360 градусов дают в этом плане хорошие результаты: видно, в каких компетенциях сотрудник слабоват. И можно поискать для него соответствующий тренинг (если своими силами нет возможности помочь ему в развитии).
А взыскивать или нет с сотрудника деньги за обучение: и ДА, и НЕТ:
просто нужно подходить дифференцированно и к должностям, и/или к личности.
:!:


Часовой пояс GMT +3, время: 15:33.

Powered by vBulletin® Version 3.8.1
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
2025 © МЕДІА ГРУПП 2025 © HR LIGA