Форум сообщества специалистов по управлению персоналом HR-Лига

Форум сообщества специалистов по управлению персоналом HR-Лига (http://forum.hrliga.com/index.php)
-   Инструменты HR-менеджера (http://forum.hrliga.com/forumdisplay.php?f=9)
-   -   Вопросы при увольнении (http://forum.hrliga.com/showthread.php?t=1247)

Lita 17.08.2007 15:31

Вопросы при увольнении
 
Здравствуйте, коллеги!

О собеседованиях - как проводить, что спрашивать, что делать, как себя вести - написаны тома, этому посвящены разделы на любом уважающем себя профильном сайте и т.д.
А проводит ли кто-нибудь специальное "собеседование" при увольнении? Какие вопросы задаете? Что хотите узнать?
Разумеется, я не имею в виду конфликтные и проблемные увольнения, при которых человек обижен на весь мир и адекватная беседа с ним невозможна.
Поделитесь опытом, пожалуйста:)

pushkareva 18.08.2007 22:50

Да, наша компания проводит такие "собеседования", пытаемся выяснить причину, почему люди от нас уходят. Если сотрудники работают с нами в одном офисе - личная беседа, если нет -телефонный режим. Анализируем эти данные и делаем свод по результатам разговора. Обычно табличка содержит такие колонки (самый простой вариант): 1-не устраивает з/пл; 2- нет лояльности к компании; 3-конфликт с руководством и т.д. Надеюсь, что помогла. :)

Lita 20.08.2007 10:54

Спасибо, конечно помогли:) Табличка даст какой-то материал для анализа.
Радует, что я не одна:).
Хотя я обычно знаю причины увольнений и стараюсь копать с сторону "что было плохо /хорошо, чего пожелаете компании№ и т.д.
Разумеется, при лояльности увольняемого.

kichkaev 20.08.2007 14:00

Такие собеседования обычная практика в цивилизованнных компаниях и называются они exit интервью, то есть выходные интервью. На Западе такие интервью активно отдаются на аутсорсинг (считается, что люди в основном предпочитают не говорить о реальных причинах увольнения и поэтому стороняя компания может получить более объективные результаты). Есть отдельная услуга - аутплейсмент, подразумевающая, что в случае увольнения, например сокращение штата, компания обращается к агентству, с которым сотрудничает и оно помогает трудоустроить сокращаемого работника. Увы, аутплейсмент реален только в цивилизованных условиях, хотя я читал, что были случаи его применения в российских условиях, когда один из подмосковных предприятий купила западная компания, которая естественно сокращала работников, но при этом потратила деньги на аутплейсмент и на переподготовку уволенных, чтобы выглдятеь позитивно в глазах общественности. В одном из номеров своего журнала я освещал эту тему, она так и называлась - Увольнение персонала. Если хотите я пороюсь, что-нибудь интересное пришлю.

облака 20.08.2007 15:11

Да все это хорошо и красиво звучит, но в нашей компании все намного хуже и сколько раз я пыталась давать анкеты и проводить беседы, но результат ноль. Все отказываются говорить. Проблема в том, что почти во всех случаях у нас молодые начальники без опыта работы и большими возможностями увольнять людей если ему он не подходит и всех всем не дела до текучести кадров. У нас такая политика можно всегда набрать новых вот и все.

esar 20.08.2007 15:31

Цитата:

Сообщение от облака
Да все это хорошо и красиво звучит, но в нашей компании все намного хуже и сколько раз я пыталась давать анкеты и проводить беседы, но результат ноль. Все отказываются говорить. Проблема в том, что почти во всех случаях у нас молодые начальники без опыта работы и большими возможностями увольнять людей если ему он не подходит и всех всем не дела до текучести кадров. У нас такая политика можно всегда набрать новых вот и все.

Аналіз причин плинності кадрів доцільно робити тільки тоді, коли це цікаво керівнику (власнику). Якщо їм це не потрібно, нема чого витрачати дорогоцінний час і нерви.

Lita 21.08.2007 10:58

Цитата:

Сообщение от kichkaev
Если хотите я пороюсь, что-нибудь интересное пришлю.

Хочу, пришлите, спасибо:)

kichkaev 21.08.2007 15:54

Если нет согласованности между HR-ом и линейным менеджером, то смысла проводить выходное интервью нет. Странно, что вашим менеджерам наплевать. Можно наплевать конечно на текучесть в целом, но зачем плевать на текучесть в собственном отделе? Надо честно сказать, что текучесть, во многом, от руководителя отдела и зависит.

kichkaev 21.08.2007 16:06

адрес давайте

esar 21.08.2007 16:17

Цитата:

Сообщение от kichkaev
Если нет согласованности между HR-ом и линейным менеджером, то смысла проводить выходное интервью нет. Странно, что вашим менеджерам наплевать. Можно наплевать конечно на текучесть в целом, но зачем плевать на текучесть в собственном отделе? Надо честно сказать, что текучесть, во многом, от руководителя отдела и зависит.

Вот поэтому-то руководитель и не хочет никаких исследований: про свое грязное белье он и сам знает, а кому-то другому показывать не хочет.

kichkaev 21.08.2007 16:28

Да, так и есть.

Ilit 21.08.2007 17:16

Хочу вводить такое интервью в нашей компании...
пока руки не дошли :(
Но в любом случае, отдел персонала должен знать причины ухода с компании, особенно, если проблема в каком-то линецном руководителе.
Я сейчас провожу индивидуальные беседы с теми сотрудниками, которые уходят по собственному желанию, но ми не зхотели бы их терять.
В случае, если уход сотрудника, в принципе, удоволетворяет компанию, то проводить такую встречу не целесообразно.
Хотя, честно говоря, причины ухода знаю наперед... :(
Но иногда и новое что-то получаем.

kichkaev 22.08.2007 09:12

Вот вот часто причины ухода лежат на поверхности и никакие интервью и проводить-то не надо. Другое дело, что эти причины бывают такого характера, что для работодателя проще расстаться с сотрудником и еще десятком других, успешно заменяющих друг друга, чем решать проблему. :lol:

Lita 22.08.2007 16:24

Я немного не то имела в виду.
Например, если человек уезжает в другую страну зарабатывать иные деньги - что тут искать, какая причина, все понятно.
Но даже у него можно спросить - что было хорошего на работе, что бы хотелось изменить, какие пожелания у него фирме, коллегам, руководителям.

Mark 27.08.2007 10:57

Слышала о компаниях, где "прощальное интервью" имеет целью сбора информации для досье руководителей. Уходящему терять нечего, особенно, когда он обижен, рассержен. Он расскажет о многом. Некоторое время информация хранится в сейфе. Но как только с увольнением - проблемы, на помощь приходит досье.
Второй вариант - с элементами шантажа. Руководителю говорят, что теперь о нем знают нечто, что дискредитирует его. Но ему временно "прощают" неправильное поведение. Не помню чей это афоризм: "Людьми в черном управлять легче, чем людьми - в белом".
Конечно, речь идет не о первых лицах компании.

kichkaev 27.08.2007 13:06

Так я и говорю, что расставание мирное, на самом деле, очень редкое явление, поэтому, как правило фон негативный есть, хотя, конечно, бывают и мирные расставания, но не факт, что при мирном, информация будет даваться объективно.
А про досье - это, конечно, мило. :lol:

LiNda 01.09.2007 12:57

Exit interview проводим обязательно!

Эта процедура очень важна для компании, т.к. благодаря ей оцениваются:
1) причины увольнений сотрудников;
2) причины удовлетворённости и неудовлетворённости сотрудников компании;
3) востребованность наших специалистов на рынке;
4) конкурентность нашей системы компенсации;
5) имидж и позиционирование компании в глазах увольняющихся.

К сожалению мы не всегда можем повлиять на ситуацию еще до принятие человеком решения об увольнении, т.к. компания большая и некоторых людей отел персонала видит всего несколько раз в жизни - в дни приёма и увольнения, а также на новогодних вечеринках :) А линейные руководители не всегда имеют опыт и полномочия для того, чтобы без помощи нашего отдела предотвратить ситуацию. Действительно очень важно в ходе такого интервью узнать причины, по которым человек принял решение уйти, что его не устраивало в его работе, что наоборот очень нравилось, есть ли моменты, которые он бы рекомендовал подкорректировать (не для себя, так для своих коллег, которые остаются), удовлетворен ли человек менеджментом и политиками компании, в какую компанию, на какую позицию и компенсацию переходит (оцениваем, до какого уровня мы вырастили данного сотрудника, наскольк выше позицию ему предлагают), узнаём о том, как именно человек узнал о данной вакансии (определяем, какие рекрутинговые агентства или компании активно занимаются переманиванием наших людей) и т.п.
Вся эта информация передаётся для ознакомления генеральному директору и директору департамента для ознакомления. Когда процент жалоб на какой-то конкретный момент приобретает критическую массу (систематички звучит во всех экзит интервью например всех людей из данного региона), то это естественно вызывает перемены.
Очень часто экзит интервью помогает сгладить у увольняющегося какие-то обиды на компанию, т.к. процедура всегда проводится очень корректно и уважительно. Человек, проводящий интервью всегда заинтересован в той информации, которую ему даёт увольняющийся, искренне ему сопереживает и сочувствует. В конце встречи мы обязательно желаем удачи на новой работе и предлагаем в случае любых вопросов обращаться к нам за помощью.
Иногда, прочитывая формы экзит интервью за определённый период, можно действительно оценить историю развития компании в этот период :) Такой себе роман в письмах :)

Сейчас хочу ввести процедуру системного анализа форм экзит интервью для того, чтобы не на глаз, а математически отслеживать причины и тренды по всем вопросам за определённые периоды. Мне кажется, что этот анализ будет очень полезен в разрезе выяснения причин текучки персонала, а также мотивации и удержания.
Единственное, что меня смущает, так это то, что такой анализ должны проводить специалисты по исследованиям, а информация достаточно конфиденциальна. Вот и думаю, как бы разрулить этот вопрос с наименьшими потерями?

2 kichkaev: Наша компания сейчас проводит программу по аутплейсменту группы наших новых коллег. Если вам интересно, то можем поделиться опытом после того, как мы завершим этот процесс.

Lita 03.09.2007 11:54

Спасибо за столь подробный ответ, радует, что мы примерно в одном направлении смотрим на вопрос и ставим перед собой похожие задачи. Потому что когда я читала о досье и т.д. - для нашей компании это странно. У нас люди как правило уходят не от того, что тут плохо работать - уходят в поисках лучшей доли, больших городов и чужих стран, а затем возвращаются к нам.
Самой информацией с линейными руководителями я не делюсь - зачастую она слишком личная. Анализирую, делаю выводы и постепенно вношу изменения исходя из замечаний и рекомендаций уходящих.

kichkaev 03.09.2007 11:57

Прекрасно что проводите. Только я не совсем понял кто кому сочувствует и кто кого поддерживает если сотрудник по своему желанию увольняется, поскольку в ином случае причины увольнения в принципы понятны - ведь инициатива в таком случае исходит от компании :lol:

Lita 03.09.2007 17:39

Вот я сочувствую себе в первую очередь (закрытие архисложных вакансий), ну и коллегам конечно.
Учишь человека, учишь, как только он стал на ноги и по идее должен приносить отдачу какую-то - все, вперед, или к новым рубежам, или к заморским женихам...

Anastasia_ 03.10.2007 10:41

Цитата:

Сообщение от Lita
Учишь человека, учишь, как только он стал на ноги и по идее должен приносить отдачу какую-то - все, вперед, или к новым рубежам, или к заморским женихам...

Могу сказать по этому поводу словами моего начальника: "Всегда будь готов к тому, что лучший твой ученик и друг когда-нибудь уйдет к твоему конкуренту". Такова селяви...

Lita 03.10.2007 12:47

Да, я уже привыкла... Хотя каждый раз тяжко.
Но! Радует то, что многие побегают, побегают, и... возвращаются:) У нас лучше.

kichkaev 03.10.2007 13:40

Ежели всегда быть готовым, то оно так и случается. :lol:

Lita 04.10.2007 09:15

По принципу "Бойтесь своих желаний, они исполняются?:)

Сара-очень надо! 12.02.2008 22:22

Интересно узнать, были ли у Вас случаи, когда увольняющийся отказывался заполнять анкету? не желал вести разговор?
Что в таких случаях предпринимали? как работали с "протестами"?

lyubchic 13.02.2008 13:29

У меня в последнее время так и есть... Поменялась политика компании, народ сокращаем не как положено по закону, а "по собственному желанию" и "по соглашению сторон". Так решили иностранные инвесторы. А весь негатив от действий ложится, как не прискорбно, на меня. :? Раньше эти самые анкеты заполняли почти все, а сейчас отказываются, мотивируя это тем, что руководству все равно наплевать на их судьбы... Я не возражаю. Это их решение.

Сара-очень надо! 13.02.2008 14:41

:roll: да уж, задача не из лёгких....
Цитата:

Раньше эти самые анкеты заполняли почти все, а сейчас отказываются, мотивируя это тем, что руководству все равно наплевать на их судьбы... Я не возражаю. Это их решение.
А как Вы считаете, может быть стоило составить методические рекомендации для специалистов проводящих подобную работу по работе с вот таким вот "возражениями", и как правильнее себя вести в таких случаях?

shila 13.02.2008 15:18

Цитата:

Сообщение от Mark
Слышала о компаниях, где "прощальное интервью" имеет целью сбора информации для досье руководителей. Уходящему терять нечего, особенно, когда он обижен, рассержен. Он расскажет о многом.

Такое было в компании где я работала. Девочка уходила, её пригласил для беседы руководитель и попросил без стеснения рассказать о всех сотрудниках. которые работали рядом с ней и енпосредственно с ней. была ещё такая фраза: "Вам терять нечего, можете всю правду сказать". Информация об этом интервью просочилась, и лично мне была неприятна не девочка, был неприятен генеральный директор, который этим занимается.
Мне кажется, вреда для имиджа гораздо больше, чем фактической пользы от таких интервью.

sergeev_op 19.03.2009 15:26

Цитата:

Сообщение от kichkaev (Сообщение 8868)
Такие собеседования обычная практика в цивилизованнных компаниях и называются они exit интервью, то есть выходные интервью. На Западе такие интервью активно отдаются на аутсорсинг (считается, что люди в основном предпочитают не говорить о реальных причинах увольнения и поэтому стороняя компания может получить более объективные результаты). Есть отдельная услуга - аутплейсмент, подразумевающая, что в случае увольнения, например сокращение штата, компания обращается к агентству, с которым сотрудничает и оно помогает трудоустроить сокращаемого работника. Увы, аутплейсмент реален только в цивилизованных условиях, хотя я читал, что были случаи его применения в российских условиях, когда один из подмосковных предприятий купила западная компания, которая естественно сокращала работников, но при этом потратила деньги на аутплейсмент и на переподготовку уволенных, чтобы выглдятеь позитивно в глазах общественности. В одном из номеров своего журнала я освещал эту тему, она так и называлась - Увольнение персонала. Если хотите я пороюсь, что-нибудь интересное пришлю.

Мы тоже проводим Exit интервью. Делаем это онлайн по созданным заранее опросникам. Очень удобно для обработки результатов экспортировать их в Excel. Есть готовые методики опроса - посмотрите в базе моделей. Используем kmexpert.

Ханифа 19.03.2009 15:37

Dr.sergeev_op Вы пиараст kmexpert??

за рекламу сего уплочено собществу?

Senpolia 19.03.2009 16:33

Цитата:

Сообщение от sergeev_op (Сообщение 57424)
Мы тоже проводим Exit интервью. Делаем это онлайн по созданным заранее опросникам. Очень удобно для обработки результатов экспортировать их в Excel. Есть готовые методики опроса - посмотрите в базе моделей. Используем kmexpert.

Сергеев Ваша реклама раздражает!

sergeev_op 20.03.2009 09:08

Нет. Просто я хочу поделиться своим опытом работы с HR инструментами.
А именно, по анкетированию и обработке ответов.

Мне очень интересно, какие методики и инструменты используют другие HR для проведения анкетирования.

Кто-нибудь занимался анкетированием "Системно" ? Есть ли статистические наработки по разным должностям?

Ханифа 20.03.2009 09:43

НР системным анкетированием не страдают. Работа другая.
А Ваше желание поделиться напоминает работу неумелого продажника, прочитавшего пару книг по психологии общения.

EllE HRD 20.03.2009 09:53

sergeev_op, у меня нея к Вам два вопроса, если Вы не против:
1. Какими же инструментами Вы пользовались, кроме анкетирования?
2. Кто Вы по роду деятельности?

sergeev_op 21.03.2009 12:11

Цитата:

Сообщение от EllE HRD (Сообщение 57512)
sergeev_op, у меня нея к Вам два вопроса, если Вы не против:
1. Какими же инструментами Вы пользовались, кроме анкетирования?
2. Кто Вы по роду деятельности?

Приведу несколько наиболее интересных методик в области управления персонала, которыми пользовались:

ОЦЕНКА ОРГАНИЗАТОРСКИХ И ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

Данная методика содержит 100 вопросов различной тематики и позволяет определить профиль личности по 15 основным характеристикам. Ее использование целесообразно при приеме на работу. Взято с программы MBA.

Тест Белбина на определение ролей в проектной команде

Данная методика позволяет определить наиболее подходящую роль в команде для тестируемого. По методике выделяются следующие командные роли: Реализатор, Координатор, Творец, Генератор идей, Исследователь, Эксперт, Дипломат, Исполнитель. Используем в проектной деятельности.

Мотивационный профиль ( тест Ф. Херцберга )

Методика базируется на мотивационной теории Херцберга, и используется для определения мотивации в работе. С помощью данной методики мы оценивали групповую и индивидуальную мотивацию сотрудников.

Мой род реятельности бизнес-аудит.

svetlana.gildebrandt@ubis 21.03.2009 13:16

Цитата:

Сообщение от sergeev_op (Сообщение 57497)

Мне очень интересно, какие методики и инструменты используют другие HR для проведения анкетирования.

в моей предыдущей компании активно использовался Майкрософт Шерпоинт..с его помощью я прекрасно создавала опросы на нашем внутреннем сайте. один из этих опросов был экзит интервью. результаты опросов замечательно экспортировались в эксель, можно было сделать любую выборку. счас очень не хватает шерпоинта в новой компании

dreamcatcher 21.03.2009 16:02

Да, Sharepoint мне тоже нравится. Кстати, тоже там экзиты держим :) Ну и, естественно, не только.

sergeev_op 21.03.2009 17:08

Цитата:

Сообщение от svetlana.gildebrandt@ubis (Сообщение 57814)
в моей предыдущей компании активно использовался Майкрософт Шерпоинт..с его помощью я прекрасно создавала опросы на нашем внутреннем сайте. один из этих опросов был экзит интервью. результаты опросов замечательно экспортировались в эксель, можно было сделать любую выборку. счас очень не хватает шерпоинта в новой компании

Да в Microsoft SharePoint Designer 2007 есть возможность созвавать опросники, но нужно обладать и некоторыми знаниями, чтобы их создавать. Еще знаю, что SharePoint не дешевый родукт.

По воводу выгрузки в Excel для дальнейшего анализа - наше руководство в восторге, так как Excelем владеют ВСЕ.

А как вы создаете результаты для просников?
Например, ответ на 1 и 5 вопрос дает Такой-то результат, на 3 и 10 другой :-)

sergeev_op 21.03.2009 17:09

Цитата:

Сообщение от dreamcatcher (Сообщение 57818)
Да, Sharepoint мне тоже нравится. Кстати, тоже там экзиты держим :) Ну и, естественно, не только.

А какие еще опросники используете, если не секрет?

svetlana.gildebrandt@ubis 23.03.2009 15:00

[quote=sergeev_op;57826]Да в Microsoft SharePoint Designer 2007 есть возможность созвавать опросники, но нужно обладать и некоторыми знаниями, чтобы их создавать. [quote]

Вы имеете ввиду технические знания как создавать опросы?
по-моему там все элементарно


Часовой пояс GMT +3, время: 14:58.

Powered by vBulletin® Version 3.8.1
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
2025 © МЕДІА ГРУПП 2025 © HR LIGA