PDA

Просмотр полной версии : Управление знаниями


Шаутбенахт
14.03.2008, 13:18
Как это ни странно, но у нас, в отличие от других, управление знаниями рассматривается как часть управления персоналом. Был на выставке в начале марта. У всех спрашивал. В 99% случае мне отвечали вопрос "А что такое управление знаниями?". :dont know:
Меня конкретно интересует єта проблема. Кто-нибудь ковырялся в этом? Прошу поделиться опытом. А-то литература какая-никакая есть, а вот с практикой - пробелы. Со своей стороны готов поделиться багажом.
Заранее спасибо всем потратившим на теме свое время.

Катерина
14.03.2008, 13:49
Как это ни странно, но у нас, в отличие от других, управление знаниями рассматривается как часть управления персоналом. Был на выставке в начале марта. У всех спрашивал. В 99% случае мне отвечали вопрос "А что такое управление знаниями?". :dont know:
Меня конкретно интересует єта проблема. Кто-нибудь ковырялся в этом? Прошу поделиться опытом. А-то литература какая-никакая есть, а вот с практикой - пробелы. Со своей стороны готов поделиться багажом.
Заранее спасибо всем потратившим на теме свое время.
Я "ковырялась". :D У нас была идея в компании запустить проект по Управлению Знаниями. По сему нарыла кучу статей и некоторых материалов.
А кто занимается управлением знаниями у других?... Имхо это как раз область совместных усилий HRа, ИТ и руководителей... Или как?...
Что именно интересно? Давайте сформулируем четкий вопрос... :)

С удовольствием пообщаюсь на эту тему.

Шаутбенахт
14.03.2008, 13:56
Глабодарствую. :thumbs up:

Начнем с ответов на два вопроса:что такое управление?
что такое знания?
Все остальное зависит от того как мы определим эти термины.

kichkaev
14.03.2008, 14:32
Я готовил тему в журнале по управлению знаниями. Направление очень интересное. В рамках темы подготовил интервью с Мариничевой, самым известным экспертом в области KM в России. Можете посетить ее сайт www.kmclub.ru Если нужны будут статьи, я могу прислать.

Шаутбенахт
14.03.2008, 14:52
Я готовил тему в журнале по управлению знаниями. Направление очень интересное. В рамках темы подготовил интервью с Мариничевой, самым известным экспертом в области KM в России. Можете посетить ее сайт www.kmclub.ru Если нужны будут статьи, я могу прислать.
1. Вот и я так думаю. Но интерес у всех разный. "В чем же интерес?" - вот главный вопрос.
2. Там я был. Приличный сайт.
3. За статьи буду премного глабодарен.

Катерина
18.03.2008, 12:10
Глабодарствую. :thumbs up:
Начнем с ответов на два вопроса:что такое управление?
что такое знания?
Все остальное зависит от того как мы определим эти термины.
По идее к Знаниям относится любая информация - начиная от собственно знаний (например, технических) и информации по, например, сделанным проектам и до тех мыслей и идей, которые есть в головах у людей. (О! Стихи! :-) )

Управление в рамках компании имхо - это возможность определенной систематизации, архивации, передачи и расширения знаний. Все это - ради адекватного использования этих знаний для потребностей бизнеса/компании/персонала.

Сюда входит и электронные базы и библиотеки, и институт наставничества в компании, и практика регулярного обмена опытом между сотрудниками etc.

В идеале Управление Знаниями - идет как составляющая и как один из инструментов при построении самообучающейся организации.

Когда-то писала по просьбе ген.д-ра небольшой отзыв на статью по Управлению Знаниями.
Вот что там было:
__________________________________________________ ______

Знания можно условно разделить на:
- явные знания – те, которые можно классифицировать и записать в базы данных;
- невыраженные словами знания – которые существуют в головах людей.

Соответственно выделяют 2 подхода к управлению знаниями:
1. Стратегия систематизации (подход «человек-документ») – сбор и сохранение знаний в базах данных, куда имеют доступ все, кому это необходимо. Знания становятся независимыми от человека, который их разработал. Стратегия ориентирована на документы. Механизмы: ИТ-технологии, интранет.
2. Стратегия персонализации (подход «человек-человек») – обмен знаниями происходит при непосредственном общении между людьми. Знания тесно привязаны к человеку-носителю знаний. Обмен происходит благодаря сети социальных взаимоотношений и пообщрению личного общения между сотрудниками и группами. Механизмы: неформальные консультации, тренинги, мозговые штурмы, индивидуальные занятия (в т.ч. наставничество).

В идеале есть оба эти подхода: какой-либо один – превалирует, второй – дополняет.

Какой подход использовать и как – зависит от целей управления знаниями и связи их со стратегией развития и коммерческой деятельности компании. «Организации должны отталкиваться от коммерческой ценности тех знаний, которые они накапливают: если что-то не создает ценности – выбросите это.» (Meklenberg et al, 1999)

Важные условия в любом случае!
1. Доверие. Люди не захотят делиться знаниями с теми, кому они не доверяют.
2. Добровольность. Насильно вытащить знания, особенно ценные, из головы человека невозможно. Угрозами – тем более. (или же это уже будет не коммерческая организация, а что-то несколько иное )
3. Знания = ценность. Если Знание будет постоянно пропагандированной ценностью, тогда просто «будет принято» им делиться.
4. Открытая культура. В закрытой культуре нет доверия и каждый сам за себя. Открытая культура поощряет сотрудников делиться знаниями и мнениями.
__________________________________________________ __________

И еще в любом случае важно компании определиться с Целями. Тогда будет понятно что делать, как и ради чего...
:)

Шаутбенахт
18.03.2008, 13:14
С определениями понятно.
Почему-то мне кажется, что размера форума для обсуждения маловато будет. У меня есть более развернутое и отвлеченное описание, но нет возможности проверить его на практике.

У нас была идея в компании запустить проект по Управлению Знаниями.
А чем все закончилось в Вашей компании?

Катерина
18.03.2008, 15:59
С определениями понятно.
Почему-то мне кажется, что размера форума для обсуждения маловато будет. У меня есть более развернутое и отвлеченное описание, но нет возможности проверить его на практике.
:) у меня тоже есть - и описания, и статьи разные и т.д... готовилась... :lol:
А что у вас есть? если интересное - можем обменяться статьями... :)

А почему нет возможности проверить на практике? И почему вообще возник вопрос об управлении знаниями? просто праздный интерес? :wink:
У нас была идея в компании запустить проект по Управлению Знаниями. А чем все закончилось в Вашей компании?
Та особенно ничем. :( остановились на том, что уже есть - внутренний портал, сохранение инфо по проектам, наставники... пока ничего больше не добавляем... может, не доросли еще - у меня-то идеи, естественно, уже шли дальше - к самообучающейся организации, но всему свое время... :)

Шаутбенахт
19.03.2008, 20:45
Суть не в описаниях и статьях. Суть в моделях. У меня есть модель управления знаниями, которая построена на разных тонких различениях...

О :idea: Придумал тока шо как их назвать: иерархические триады! Yes!Вау! Оп-па-на!

Катерина, Вам зачет и гран мерси.

Когда я клиенту говорю что надо делать, он, ессно, спрашивает почему. Объясняю, но вот менеджмент не очень любит слушать эту заумь. Потому и непроверяемо на практике.

Допускаю, что раз не слушают, значит это глюк. Но ведь глюк может быть не в идее, а в способе предъявления.

Скорее всего, я так думаю, дело в том, что модель цепляет слишком много. И объем реформации выходит далеко за рамки управления знаниями.

Короче, нусутх. Не могу пока проверить на практике.

Шаутбенахт
19.03.2008, 20:55
Та особенно ничем. :( остановились на том, что уже есть - внутренний портал, сохранение инфо по проектам, наставники... пока ничего больше не добавляем... может, не доросли еще - у меня-то идеи, естественно, уже шли дальше - к самообучающейся организации, но всему свое время... :)
То есть какое-никакое управление знаниями есть, а значит есть и какое-то описалово политики конторы в этой сфере.

Я прав?

bantser
19.03.2008, 23:32
Управление знаниями, как я вижу, могут быть на двух уровнях:
- на личностном: у меня есть некие знания и я ими зарабатываю, адаптируюсь, ищу новые знания,
- на организационном: мы узнаем об уровне знаний сотрудника и путем стимулирования проделываем с его знаниями то же, что и на личностном, но в целях компании.

kichkaev
21.03.2008, 15:19
Управление знаниями - звучит только угрожающе. В реальности все банально. Приведу примеры из персональных трудовых будней.

Решал я одну проблему. Надо было пропихнуть журнал в одну утреннюю программу на ТВ. Потратил массу времени общаясь с ответственными людьми - видимо общался не с теми. Плюнул. Пришел к нам на работу новый человек, который, как оказалось, какое-то время занимался тем же, чем и я. Вот вам и управление знаниями - вернее отсутствие. Это еще не конец. Совершенно случайно было обнаружен, что в компании у нас работает человек, который оказывается чуть ли не родственник тому человеку на ТВ, который этот вопрос может решить за секунду. Вот вам и циркуляция знаний в компании.
С проблемой УЗ регулярно сталкивается компания в случае увольнения сотрудника. Был сотрудник, вел направления, накапаливал информацию - уволили. Нет человека, нет накопленной информации. Частично эту проблему снимают системы автоматизации. Очень много об этом говорят в CRM - уходит менджер по продажам и уносит все знания и не только личные, но и корпоративные.
С проблемой УЗ регулярно сталкиваются в рамках обучения. Есть умный сотрудник, которые не мотивирован передавать знания молодому работнику.
Тысячи примеров.

Катерина
25.03.2008, 16:18
Суть не в описаниях и статьях. Суть в моделях. У меня есть модель управления знаниями, которая построена на разных тонких различениях...
О! Здорово!!! Так давайте!!! :wink:
katerinka@ukr.net плз :)
если можно, конечно...
Катерина, Вам зачет и гран мерси.
:eek: за что? что я уже натворила?... :)
Когда я клиенту говорю что надо делать, он, ессно, спрашивает почему. Объясняю, но вот менеджмент не очень любит слушать эту заумь. Потому и непроверяемо на практике.
Допускаю, что раз не слушают, значит это глюк. Но ведь глюк может быть не в идее, а в способе предъявления.
Думаю, Вы абсолютно правы! Важно ж чтоб совпало: ценности/потребности/идея/способ предоставления инфо и что-то еще, наверняка... потеряла... :dont know: :D
Скорее всего, я так думаю, дело в том, что модель цепляет слишком много. И объем реформации выходит далеко за рамки управления знаниями.
Думаю, как правило, так и происходит. Мы ж влазим в систему. И иногда, чтоб вставить в систему 1 маленький, но очень важный :) винтик, приходится перестраивать всю систему. А этого не всегда хотят. Бо может оказаться сложно, долго и напряжно... :lol: думают так...

Катерина
25.03.2008, 16:23
Та особенно ничем. :( остановились на том, что уже есть - внутренний портал, сохранение инфо по проектам, наставники... пока ничего больше не добавляем... может, не доросли еще - у меня-то идеи, естественно, уже шли дальше - к самообучающейся организации, но всему свое время... :)То есть какое-никакое управление знаниями есть, а значит есть и какое-то описалово политики конторы в этой сфере.
Я прав?
К счастью или к сожалению - нету :)

Катерина
25.03.2008, 16:28
Приведу примеры из персональных трудовых будней.
[...]
С проблемой УЗ регулярно сталкивается компания в случае увольнения сотрудника....
да, именно это и было одной из причин, когда мы начали задумываться над управлениями знаниями...
Только это имхо не основное... только ради сохранения знаний в случае увольнения выстраивать УЗ - хм... мне кажется, есть смысл все-таки смотреть шире... или глубже... :)
С проблемой УЗ регулярно сталкиваются в рамках обучения. Есть умный сотрудник, которые не мотивирован передавать знания молодому работнику.Тысячи примеров.
Да, это уже ближе... :)

ili
12.04.2008, 14:23
Меня конкретно интересует єта проблема. Кто-нибудь ковырялся в этом? Прошу поделиться опытом. А-то литература какая-никакая есть, а вот с практикой - пробелы. Со своей стороны готов поделиться багажом.
Заранее спасибо всем потратившим на теме свое время.В Киев несколько лет назад приезжал классный дядька, который именно этим и занимается - "всех собак съел" )
Было и открытое событие в kmbs с ним, а потом он еще преподавал там. Достаточно интересно, и статьи его можно найти.
Детали сейчас (и в таком формате) не скажу - скорее в личку.